Кто такие баптисты?

Слово “баптист” берет свое начало от древнегреческого слова “βαπτίζω” (баптИдзо) —  «крещу». Так, например, Иоанн Креститель – предтеча Иисуса Христа – в древнегреческом тексте Святого Евангелия назван Иоанном баптистом (“’Ιωάννης ο βαπτιστης”). Поэтому сегодня баптистами именуются христиане, исповедующие крещение по вере.

Мы убеждены на основании учения Библии, что водному крещению должна предшествовать личная вера крещаемого, иначе это святое таинство превратится всего лишь в ничего не значащий обряд. Сам Господь Иисус Христос перед Своим вознесением дал следующее наставление Своим ученикам: «Кто будет веровать и креститься спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Ев. от Мк. 16:16). Само же крещение – это видимое подтверждение уже свершившейся внутренней перемены человека, его готовность и желание жить христианской жизнью, видимый знак его духовного соединения со Христом и Его Вселенской Церковью.

Чуть глубже понять особенности баптистского богословия помогут 7 принципов баптизма:

1. Только Писание– книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой вероучения. Библия – это записанное Слово Божье. Поэтому именно Библию надлежит считать единственным источником Божьего откровения для людей. Никакая человеческая мудрость не может заменить или дополнить Слово Божье. Библия – это законченное и совершенное послание Бога, совершенно необходимое и совершенно достаточное для спасения и полноценной духовной жизни. Ничто, противоречащее Библии и не проистекающее из её текста, не может быть частью веры евангельских христиан-баптистов.

2. Обращение ко Христу в сознательном возрасте. Этот принцип означает, что христианином нельзя стать по наследству или будучи крещёным в младенчестве. Мы признаём свободу выбора, поэтому считаем, что каждый человек должен сделать свой собственный выбор и нести за него ответственность. Мы не присоединяем к церкви всех её посетителей, полагая, что наличие заведомо не рождённых свыше людей в общине – это отступление от Слова Божьего.

3. Церковь состоит только из духовно возрождённых людей. Рождение свыше происходит одновременно с покаянием и обращением к Богу и характеризуется коренной переменой во внутреннем содержании жизни, в сердце (чувствах), в нравственных стремлениях души. Рождение свыше является необходимым условием Божьего усыновления и вхождения в Царство Божие: благодаря ему человек становится «дитём Божьим, причастником Божественного естества и храмом Духа Святого» (2Пет. 1:4). Только после этого возможно крещение.

4. Независимость каждой отдельной поместной церкви в духовных и практических вопросах. Поместная церковь самостоятельно решает вопросы, связанные с избранием и переизбранием служителей, с приёмом новых членов и отлучением недостойных, сама решает финансово-хозяйственные дела. Ни одна церковная инстанция не может отменить решения поместной церкви. В баптизме нет жёсткой структуры, как в римско-католической или православной церквях. Это свободный союз свободных церквей.

5. Всеобщее священство верующих, отсутствие деления членов церкви на духовенство и мирян. Иисус Христос даровал своим ученикам и последователям высокое звание царственного священства, и если есть какие различия, то только в обязанностях, в служении: «И он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями… для созидания тела Христова» (Еф. 4:11-12). У нас нет церковной иерархии, мы все равны перед Богом, и только в силу разных способностей несём разное служение.

6. Свобода совести для всех. Иисус Христос никогда никого не обращал в веру насильно, Он хотел добровольного принятия. Человек несёт ответственность за свои убеждения только перед Богом. В отношения между Богом и человеком и в область личных убеждений не имеют права вмешиваться ни государство, ни общество, ни представители других религиозных течений. Баптисты никогда никого не преследовали за религиозные убеждения, пусть даже они и считают их ошибочными.

7. Отделение церкви от государства. Смешивание функций церкви и государства, попытки государства вмешиваться во внутренние дела религиозных объединений или попытки церковных структур вмешиваться в деятельность государственных органов всегда приводит к искажению Божьего замысла, как в отношении церкви, так и государства.